Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Ткаченко Е. В., учитель математики 

Способы релаксации на уроках математики 

Математика предмет настолько сухой, что иногда стоит его делать немного занимательным. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Релаксация – это расслабление после напряжённой умственной деятельности.  Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Я использую различного вида диктанты, тренирую память учащихся.

I. Буквенные диктанты.

Учитель диктует вопросы, учащиеся отгадывают и пишут первую букву.  Когда все вопросы закончатся, ребята должны буквы перемешать и получить математический термин.

Пример. 1). Колобок в тюремной форме  (арбуз) – а

2). Чёрная малина (ежевика) – е

3). Является ли предлог членом предложения? (нет) – н

4). В каком городе находится самый большой в мире футбольный стадион? (Рио-де-Жанейро) – р

5). Тарелка их другой галактики (НЛО) – н

6). Какой князь ввёл на Руси христианство в качестве государственной  религии? (Владимир) – в

7). Полное сходство мнений и взглядов (единство) – е

8). Зимняя серебрянка на проводах (иней) – и

9) Орган слуха (ухо) – у

 Из полученных букв при их перемешивании получается слово «уравнение».

Буквенные диктанты можно проводить на короткое количество букв.

Например, в 5 классе:

1).Как   звали  крысу  старухи  Шапокляк?  (Лариска) – л

2). Как называют число, которое складывают с другим  числом? (слагаемое) – с

3).Самая хорошая школьная отметка?  (пятёрка) - п

4).В каком направлении нужно двигаться, чтобы прийти к  пингвинам?  (южном) – ю

Получается слово «плюс».

В старших классах эти диктанты длиннее.

                  Слово «Преобразование».

1). З-что первоначально означало слово «математика»? (знание)

2). А-что нужно иметь, чтобы получить дивиденды? (акцию)

3). А- с ним плавают под водой  (акваланг)

4). О – сколько яиц можно съесть натощак?  (одно)

5). О – часть прямой (7 букв)  (отрезок)

6). Е -  шестая буква русского алфавита (е)

7). Е – самый малый разряд в записи числа (единица)

8). Р – ах, эта красная… (из песни)  (рябина)

9). Р – отрезок, соединяющий точку окружности с  её центром   (радиус)

10). И – наука, изучающая алгоритмы (информатика)

11). П –прямые на плоскости, которые не  пересекаются, называются … (параллельными)

12). Б – цифровая оценка успехов (балл)

13). В – что в горшок кидают перед тем, как варят в нём еду?  (взгляд)

14). Н – дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа (несократимая).

 

                    Слово «Отрезок».

1). Цирковая кличка собаки Каштанки  (Тётка)  -  Т

2). Полевой цветок народный  для гадания пригодный      (Ромашка) – Р

3). Время года, когда листья становятся разноцветными  (Осень) - О

4). Свет мой  скажи, да всю правду доложи   (Зеркальце) – З

5). Новогоднее дерево (3 буквы)   (Ель) – Е

6). И от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл  (Колобок) – К

7). Металл, из которого сделан стойкий оловянный солдатик  (олово) – О.

                    Слово «Пример».

1). Е – самая плохая школьная оценка (7 букв)  (единица)

2). И – наука, изучающая прошлое страны (история)

3). Р – результат второго математического действия  (разность)

4). Р – сумка для туристических походов (рюкзак)

5). М – столица нашего государства (Москва)

6). П – сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

 

II. Числовые диктанты.

                      Числовой диктант «Математика».

1). К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?  (в 11 раз)

2). Напишите наименьшее  целое положительное  число,  записанное  с помощью двух цифр (10)

3). На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (на 0,5)

4). В доме 100 квартир. Сколько раз на табличке написана цифра 9?(20)

5). Из коробки  торчит не подточенный карандаш. Сколько у него граней ?  (8)

6). У закройщицы Кусакиной не сходится метраж в куске ткани, и она спрашивает: «Сколько раз к наибольшему однозначному числу надо прибавить наибольшее двузначное, чтобы получить наибольшее трёхзначное число?»  9+10*99=999    (10 раз)

7). Батон разделили на три части.  Сколько  сделали  разрезов?  (два)

8). Сколько корней имеет уравнение    =0  ?  (один)

Ответы  с чётными номерами нужно сложить, а с нечётными перемножить, из большего результата вычесть  меньший.

10+20+10+1=41     2) 11*0,5*8*2=88   3) 88-41=47

Ответ: 47.

Числовой диктант  «География».

1). Количество материков умножьте на  количество сторон горизонта.

2).К полученному произведению прибавьте  количество океанов в мире.

3). Результат возведите в квадрат и сложите с    количеством  бывших союзных республик в СССР. 

4). Из суммы вычтите  количество частей света.

III. Графические  диктанты.

                  Тема «Умножение и деление натуральных чисел».

На доске написаны  10  уравнений и их решение. Учащиеся выполняют задания в тетрадях. Если пример решён правильно, то они ставят знак _, если ответ неверный, то знак ^.

Пример:       1).  125*х=1000;  х=8

                      2). Х:16 = 4;    х=4

                      3). 75:х=3;    х=25

                      4). Х*9=810;   х=9

                      5). 47*х=0;   х=0

                      6). 99х=99;  х=1

                      7). 84:х=6;   х=12

                      8). Х:76=1;   х=76

                      9).  Х: 71 =0;   х=71

                     10).  Х: 29=11;   х=319

Должна получиться цепочка:    _ ^ _ ^ _  _ ^ _ ^ _

            Тема «Признаки делимости».

Число 10378 делится на 2

Число 113975 делится на 5

Число 82901 делится на 10

Число 6930 делится на 5, но не делится на 2

Число 6372 делится на 9

Число 544 делится на 4

Число 125126 делится на 125

Число 396032 делится на 8

Число 125 делится на 3

10.Число 100 делится на 2 и на 3

Должна получиться цепочка:     _ _ ^ ^_ _ ^ _ ^ ^

IV. Тренировка памяти.

Математика – это наука, которая содержит огромное количество формул, правил, законов. Их нужно хорошо знать, чтобы  успевать по этому предмету. Для  запоминания нужна отличная память, её можно тренировать прямо на уроке.

Учитель диктует числа, учащиеся записывают их в тетрадь, затем в течение минуты на них смотрят, проговаривая про себя. Закрывают рукой и отвечают на вопросы учителя, стараясь вспомнить числа. Так повторяется два раза.

Например, числа:    16;  33;   7;  20;   6

1). Какой месяц соответствует среднему числу?  (июль)

2). Найти сумму первого и последнего числа   (16+6=22)

3). Найти разность второго и предпоследнего  числа  (33-20=13)

4). Какой день недели соответствует последнему числу?  (суббота)

       Посмотреть на числа.

1). К среднему числу прибавить последнее  (7+6=13)

2). Из первого числа вычесть последнее   (16-6=10)

3). Найти сумму первого и второго числа  (16+33=48)

Для учащихся старших классов можно ввести положительные и отрицательные числа, а так же дроби.

        Числа:   -6;      1,5;     0;  ;     3

1). Сколько отрицательных чисел? Какие это числа?

2). Сложите положительные числа.

3). Перемножьте отрицательные числа.

4).Найдите квадрат среднего числа.

      Посмотреть  на числа.

1). Сложите целые и натуральные числа.

2). Найдите разность последнего и первого чисел.

3). Умножьте число, противоположное первому, на число,  обратное предпоследнему.

V. Математические стихи  и песни.

Признаки равенства треугольников.

1). Первый признак объяснить вам берусь.

      Называем его для краткости СУС.

      Расшифруем странное имя –

     Две стороны и угол между ними.

2). Второй признак назовём мы УСУ.

     Запомни его – заруби на носу!

     Признак этот понятен вполне:

    По двум углам, прилежащим к одной стороне.

3). Третий признак запомнить нам надо.

    Он очень простой – по трём сторонам.

    А если хочешь запомнить кратко –

    Три буквы С и всё в порядке.

 

Песенка про деление.

(На мотив  «Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь…»)

Дробь на дробь чтоб разделить, долго нечего мудрить,

Дробь, обратную делителю, берёте

И на эту дробь теперь умножайте поскорей,

Так вы частное дробей этих найдёте.

 

Релаксация должна освобождать учащихся от умственного напряжения. С помощью   используемых мною способов это достигается.

октябрь, 2014 г.

Вернуться назад