Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Гладышева Н. Н., учитель начальных классов

Освоение начальных форм познавательной  и  личностной  рефлексии в начальных классах 

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

«Метапредметные  результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии»   (из требований ФГОС)

Особенностью новых госу­дарственных стандартов общего образова­ния является их ориентация на универсаль­ные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.

      Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

 Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

    Начальная школа может научить ребёнка азам критического мышления, т.е. умению оценить, осмыслить.

Классификация рефлексии

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

 

По цели выделяют 3 группы рефлексии:

Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает самочувствие (комфортно – дискомфортно).

Рефлексия деятельности – это осмысление  способов   и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов.

Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

 

Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Личностная  рефлексия:

1. физическая (успел – не успел, легко – тяжело),

2. сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

3.духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). 4.интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

Рефлексия различна в зависимости:

 От типа урока:

1.после усвоения ЗУН

2. промежуточная рефлексия

3. контрольная и итоговая рефлексия

 

В зависимости от способов её проведения это может быть: анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

 

По форме деятельности классифицируется как:

• Фронтальная (выборочная);

• Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня);

• Групповая;

• Коллективная.

 

Основные и необходимые требования к процессу формирования  рефлексивных умений.

  • рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каж­дому;
  • рефлексия диалогична по своей при­роде, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
  • рефлексия деятельностна, поэтому предполагает  ак­тивность, ответственность;
  • рефлексия разномасштабна, поэтому нужно дать возмож­ность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.

 В начальной школе формируются сле­дующие рефлексивные умения:

  • адекватно воспринимать себя;
  • ставить цель деятельности;
  • определять результаты деятельности;
  • соотносить результаты с целью дея­тельности;
  • определять наличие ошибок в собствен­ном поведении;
  • описывать прожитую ситуацию. 

    сентябрь, 2014 г.

    Вернуться назад