Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Сенина О.М., учитель начальных классов фото

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

(из опыта работы)

ВВЕДЕНИЕ

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов. Следовательно, навык чтения определяет и эффективность обучения по другим предметам. Поэтому важно контролировать уровень развития навыка чтения каждого ученика, проводить работу по совершенствованию техники чтения.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное; эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

 

Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

  • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
  • нарушением зрительно-моторной координации;
  • нарушением моторики;
  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
  • нарушение произвольного внимания;
  • нарушением памяти, особенно снижением слухо-речевой памяти;
  • нарушениями речевого развития (звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря.

 

Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.

Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать специальные коррекционные занятия.

Мною был составлен цикл занятий.  Данный цикл преследуют  три основные цели:

  1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения;
  2. Формирование навыка чтения;
  3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.

 Для достижения этих целей в комплекс включены следующие блоки:

  • формирование функционального базиса навыка чтения;
  • коррекция несовершенного навыка чтения.   
     

1. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Этот блок включает различные задания и упражнения, направленных на коррекцию и развитие:

  • пространственного восприятия, пространственных представлений;
  • зрительного восприятия, зрительной памяти;
  • слухового восприятия;
  • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
  • мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • зрительно-моторной координации;
  • слухо-речевой памяти;
  • произвольного внимания.
     

2. КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как:

  • способность строгого побуквенного анализа слов;
  • быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
  • способность схватывать целостные образы слов;
  • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
  • прогнозирование, опирающееся на смысл.

 

Структура занятий

Занятия рассчитаны на детей младшего школьного возраста (1-2 класс), испытывающих трудности  в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома.

Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия проводятся в игровой форме. На каждом занятии детям предлагаются занимательные необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект – формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие эмоционального напряжения и тревожности.

 Предлагаю Вашему вниманию 3 занятия из разработанного цикла.

 

ЗАНЯТИЕ № 1

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук:

     - «Пересчет пальцев»

1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (первого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одновременно.

2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагается поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сделать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение выполняется обеими руками одновременно.

     - Упражнение  «Пальчики здороваются»

     - Упражнение «Пальчики обнимаются»

     - Упражнение  «Позы пальцев»

Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различные позы пальцев:

1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У

4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

5) 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик);

7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть,

8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные – выпрямлены.

3. Упражнения на координацию рук:

- Детям предлагается одновременно ударить по столу двумя руками правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот левой, сжатой в кулак, а правой – раскрытой ладонью

- Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя руками правой, сжатой в кулак (на ребре), и левой – ребром ладони. Затем наоборот.

- Упражнение «Кулак - ребро - ладонь». Детям предлагается выполнить последовательно три движения рукой, ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.

4. Развитие зрительно - моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия

- Задание «Запомни и зарисуй». Ученики в течение 7-10 сек. рассматривают табличку с изображенными на ней четырьмя различными фигурами. Затем таблица убирается. Ученики в тетрадях по памяти воспроизводят эти фигуры.

- Работа с изографами. Детям показываются картинки, на которых изображены буквы, составляющие слово. Эти буквы расположены в необычном ракурсе, в виде того предмета, о котором идет речь. Ребенок должен прочитать слово и показать указкой каждую букву.

6. Коррекция навыка чтения.

- Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

- Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.

7. Физкультминутка

            Мы в строю шагаем браво
          Мы науки познаём.
          И налево, и направо,
          И, конечно же, кругом.
          Это – левая рука,
          Это – правая рука.
          Ох, наука нелегка!
          Это – левая нога,
          Это – правая нога,
          Ох, наука нелегка!

 8. Воспроизведение последовательности слов в речи

Скороговорки: Тараторил трактору тракторист:
                     «Торопись, трактор, поторапливайся!»

                      Протопал Прокоп
                     Три тысячи дорог.

Задание: прочитай скороговорки с интонацией удивления, весело, грустно и др.

 9. Развитие фонематического восприятия

По первым звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное с слово. Например, учитель загадал слово сад. Он последовательно называет три слова солнце, аист, дом.

10. Коррекция навыка чтения

- Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение содержания прочитанного текст по вопросам учителя.

- Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках.

11. Развитие внимания и мелкой моторики

Детям предлагается бланк, содержащий инструкцию и изображения контуров предметов. Дети должны прочитать, понять задание н выполнить его цветными карандашами. Например, раскрасить рыбок, плывущих направо, - синим карандашом, плывущих налево - красным.

12. Итоги занятия

  

ЗАНЯТИЕ № 2

1. Организационный момент

Игра «Добавь следующее».

Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё  и т.д.

Например: 1. Слон. 2. Слон, тигр. 3. Слон, тигр, лев. 4. Слон, тигр, лев, медведь и т.д.

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

3. Упражнения на координацию рук

«Кулак - ребро - ладонь»

4. Развитие зрительно - моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие пространственных представлений

Усвоение понятий: «слева», «справа», «над», «под», «внутри», «в центре», «между». Ребенку предлагается обвести в тетрадях по шаблону три геометрические фигуры, расположенные в рад. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отвечают, где находится тот или иной значок по отношению к геометрическим фигурам.фигуры

 6. Коррекция навыка чтения

- Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа.

- Чтение таблицы слов наоборот по буквам.

7. Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись. 
Два – согнулись, разогнулись. 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире. 
Пять – руками помахать. 
Шесть – за парту тихо сесть.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи

Скороговорки:  На иве галка,
                      На берегу – галька.

                      Корабли лавировали, лавировали,
                      Да не вылавировали.

Задание: прочитай скороговорки с интонацией удивления, весело, грустно и др.

 9. Развитие фонематического восприятия

Детям предлагаются предметные картинки. По первым звукам названий нужно отгадать зашифрованное слово.

10. Коррекция навыка чтения

- Чтение текста из рабочей книги с прикрытой нижней половиной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.

- Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить карточки со словами группами па категориальному признаку.

11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза

Задание «Наборщик». Детям предлагается слово, из букв которого они составляют и записывают в тетрадь новые слова.

12. Итоги занятия

 

ЗАНЯТИЕ № 3

1. Организационный момент

Игра «Цепочка слов».

2. Развитие мелкой моторики

Упражнения для пальцев рук.

3. Упражнения на координацию рук

«Кулак - ребро - ладонь»

4. Развитие зрительно - моторной координации

Графический диктант в тетрадях по клеточкам под диктовку учителя.

5. Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия

Задание «Запомни сочетание фигур». На магнитной доске учитель демонстрирует первое сочетание геометрических фигур. На запоминание дается 10 сек. Дети из имеющихся у них наборов соответствующих геометрических фигур выкладывают на своих столах точно такое же сочетание. Задание можно повторить несколько раз.

6. Коррекция навыка чтения

- Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

- Поиск в рассказе заданного слова.

7. Физкультминутка

Как живешь? Вот так!  (Дети встают, показывают большой палец).
Как идешь? Вот так!  (Шаги на месте).
Как бежишь? Вот так!  (Бег на месте)
Как летишь? Вот так!  (Махи кистями). 
Как плывешь? Вот так!  (Махи руками).
Как шалишь? Вот так!  (Прыжки с поворотами)  
Как сидишь? Вот так!  (Садятся за парты).

8. Воспроизведение последовательности слов в речи

Скороговорки: Коля колья колет,
                     Поля поле полет.

                     Забавной обезьяне, бросили бананы. 
                     Бросили бананы, забавной обезьяне.

Задание: прочитай скороговорки с интонацией удивления, весело, грустно и др.

 9. Развитие фонематического восприятия

По последним звукам названных учителем слов нужно отгадать задуманное слово.

10. Коррекция навыка чтения

- Чтение текста из рабочей книги с прикрытой верхней половиной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам учителя.

- Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и с бессмысленными буквосочетаниями, они должны разложить их на 2 группы.

11. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза

Задание «Отгадай слово». Детям предлагается из написанных на доске наборов букв составить слова.

12. Итоги занятия

Предлагаемые упражнения и задания повторяются на протяжении всего цикла занятий с использованием различного практического материала.

 Литература

  1. Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6.
  2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 1997.
  3. Лалаева  Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников - СПб, 1998.
  4. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. - М., 2000.
  5. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб., 1995.
  6. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. - М., 2000.

Вернуться назад