Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Рекомендации для родителей будущих первоклассников  при обучении детей чтению 

Требования к знаниям детей, поступающих в школу, постоянно возрастают. Сегодня важно, чтобы ребёнок (6 – 7 лет) имел начальные навыки чтения. В этом возрасте  важна не отработка техники чтения, а осмысление его способа. Навык слитного и выразительного чтения формируется не сразу. Чтобы он появился, ребёнка необходимо включать в интересную игровую деятельность со звуками, словами, буквами, предложениями, стихотворными текстами.

Приступать к обучению чтению можно только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита. Желательно до начала обучения исправить дефекты звукопроизношения у логопеда.

Чтение – это умение прочитать текст без предварительной подготовки и понять его. Для того чтобы это произошло, ребёнок должен сначала научиться переводить письменные знаки в устную речь, затем овладеть техникой чтения и на этой основе понимать прочитанное.

Рекомендации по обучению

Не нужно заучивать с детьми сразу все буквы алфавита.

Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например «сэ» или «рэ».

На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребёнком.

Необходимо иметь дома набор букв магнитной или разрезной азбуки. Если дети плохо запоминают буквы можно предложить игру: закрыв глаза, ощупать магнитную букву и угадать, какая это буква.

Разные дети имеют разные темпы обучению чтению, важно следить за тем, чтобы читаемое было доступно ребёнку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

Дошкольнику легче всего выделить из слов начальный гласный звук под ударением, затем конечный согласный звук. Труднее  выделить начальный согласный звук.

Нужно также научить ребенка выделять в словах отдельный звук. Например: «Подними руку или хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «с». Наряду со словами, содержащими заданный звук, предложить слова и без этого звука.

Учить слиянию в один слог можно используя такой приём: показывая карандашом первую букву А и передвигая карандаш ко второй У, предложить ребёнку соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты не добежишь по дорожке до второй буквы» (Рис 1).

 

Рис 1. Учимся соединять буквы (рис. В.Трубицын)

В итоге ребёнок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных.

Важно учить детей анализировать прочитанные слоги. Обязательно спросите: «Сколько букв ты прочитал(а), какая буква первая, какая вторая?». Также приучайте дошкольников определять на слух, сколько звуков (букв) произнесли.

Необходимо следить, чтобы ребёнок не читал слог по отдельным буквам. Постоянно напоминайте ребёнку, что первую букву надо немного потянуть, а вторую сказать коротко. Предложите ребенку сложить из букв разрезной азбуки те слоги, которые он свободно читает.

Чтение прямого слога (согласный + гласный) – самый ответственный момент начального обучения грамоте. Не нужно увлекаться механическим соединением букв в один слог, например м и а, как будет вместе? Напоминайте ребёнку, что первую букву надо тянуть: ммм и, добежав до второй, прочитать её, не разрывая дорожки. (Рис 2).

Рис 2. Снова учимся соединять буквы. (рис. В.Трубицын)

Не нужно допускать побуквенного прочтения слогов. У некоторых детей этот навык закрепляется, и они долго не могут овладеть слитным послоговым чтением.

Прочтение слогов из трёх букв следует предлагать только тем детям, которые слитно и свободно читают слоги из двух букв. Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность детей читать по догадке. Если дошкольник легко справляется с чтением слогов из двух букв, нет необходимости задерживаться на этих упражнениях.

Чтение предложений из двух – трёх слов может вызвать определённые трудности. После прочтения ребёнком первого слова предложения попросите его прочесть снова первое слово, а затем здесь же прочитать второе слово предложения. После прочтения двух слов ребёнок снова возвращается к началу предложения и читает подряд все три слова.

Из разрезной азбуки предложите складывать слова и слоги из трёх букв, знакомых ребенку. Стимулируйте способность детей придумывать слова, в составе которых имеются определенные звуки. 

Хорошо зарекомендовали себя пособия для обучения дошкольников чтению:

  1. Жукова Н.С. Букварь. Учебное пособие.
  2. Учебный комплект:

  • Косинова Е.М. Логопедический букварь.
  • Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом.

При составлении и того, и другого пособий, авторы использовали свой опыт работы логопеда, что позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном возрасте. Буквари учитывают традиционный подход к обучению чтению на русском языке, дополняя его понятным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента – слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма).

Помогите своему ребенку овладеть азами чтения до поступления в школу. Это поможет будущему первокласснику быть более уверенным и успешным в начале обучения, облегчит процесс адаптации на новом жизненном этапе.

 

Вернуться назад                                                                                  март 2016г.