В программе основного общего образования отмечено, что блок «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» становится обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.
Современные стандарты и программы математического образования в основной школе предполагают пропедевтику основных понятий, знакомство на наглядном, интуитивном уровне с вероятностно-статистическими закономерностями в 5 – 6 классах, определение основных понятий, построение и изучение базовых вероятностно-статических моделей в 7 – 9 классах.
Изучение вопросов статистики и комбинаторики можно вводить в 5 – 6 классах уже сейчас, на базе учебников и учебных пособий. Так, предлагается в практически каждой теме решать с детьми комбинаторные задачи при изучении натуральных чисел, операциях над ними, обыкновенных, десятичных дробей, операций над десятичными дробями (5 кл.); при изучении делимости чисел, умножении и делении натуральных и отрицательных чисел, при решении уравнений (6 кл.) Министерством образования РФ перечислен примерный круг вопросов, на которые следует ориентироваться учителям при введении комбинаторики, статистики и теории вероятностей в основной и старшей школе. Причем рекомендуется начинать изучение этих вопросов уже в 5 классе, в курсе которого необходимо:
- познакомить учащихся с новым типом задач (комбинаторные задачи), приемами их решения – перебор возможных вариантов, построение дерева возможных вариантов, применение правила умножения;
- ввести новое понятие – факториал, закрепить его при решении задач, примеров, уравнений.
Задача 1.
Запишите все трехзначные числа, для записи которых употребляются только цифры 1 и 2.
Решение:
В записи числа на первом месте (в разряде сотен) может стоять цифра 1 или 2
1
|
|
|
Или
2
|
|
|
На втором месте (в разряде десятков) в каждом случае также может стоять одна из двух цифр 1 или 2
На третьем месте (в разряде единиц) в каждом из полученных четырех случаев также можно записать либо 1, либо 2
Получим восемь чисел:
111; 112; 121; 122; 211; 212; 221; 222.
Задача 2.
Имеются три слова “ДРУЖБА”, “ДЕЛО”, “ЛЮБИТ” (нарезать листочки с этими словами – по 7 карточек на каждое слово). Сколькими способами из этих слов можно составить фразу?
Ответ: 6 способов.
Здесь был приведен полный перебор всех возможных вариантов, или, как обычно говорят, всех возможных комбинаций. Поэтому это комбинаторная задача. Как можно записать, оформить решение этой задачи?
1 способ. Обозначим предложенные слова заглавными буквами:
ДРУЖБА – Д
ЛЮБИТ – Л
ДЕЛО – Е (возьмем вторую букву этого слова)
Тогда все названные способы можно просто перечислить: ДЛЕ, ДЕЛ, ЛДЕ, ЛЕД, ЕДЛ, ЕЛД.
2 способ.
Оказывается, решение можно оформить в виде модели, которую называют деревом возможных вариантов. Она, во-первых, наглядна, как всякая картинка, и, во-вторых, позволяет все учесть, ничего не пропустив.
Способ 3 (рассуждение)
На первом месте может стоять одно из трех слов: ДРУЖБА, ЛЮБИТ, ДЕЛО. Если первое слово выбрано, то на втором месте может стоять одно из двух оставшихся слов, а на третьем месте – только одно оставшееся слово. Значит, всего вариантов: .
Заметим, что последний прием называется правилом умножения.
У каждого из этих трех способов есть свои преимущества и свои недостатки. Отметим все же, что правило умножения позволяет в один шаг решать самые разнообразные задачи.
Задача 3.
В компании друзей – 6 человек: Андрей, Борис, Витя, Гриша, Дима, Егор. В школьной столовой за столом 6 стульев. Друзья решили каждый день, завтракая, рассаживаться на эти 6 стульев по-разному. Сколько раз они смогут это сделать без повторений?
Решение:
Для удобства рассуждений будем считать, что друзья усаживаются за стол поочередно. Будем считать, что первой усаживается за стол Андрей. У него 6 вариантов выбора стула. Вторым усаживается Борис, и независимо выбирает стул из 5 оставшихся. Витя делает свой выбор третьим и на выбор у него будет 4 стула. У Гриши будет уже 3 варианта, у Димы – 2, у Егора – 1. По правилу умножения получаем:
6*5*4*3*2*1=720
Ответ – 720 дней или почти 2 года.
Как мы видим, условия задач разные, а решения, по сути дела, одинаковы. Удобно, поэтому ввести и одинаковые обозначения для этих ответов.
Определение: произведение всех натуральных чисел от 1 до п включительно называется п – факториал и обозначается символом п!
п! = 1*2*3*...*n
Знак п! читается “Эн факториал”, что в дословном переводе с английского языка обозначает “состоящий из пмножителей”. Отметим важную особенность этой величины – ее быстрый рост.
Задача 4.
Вычислите:
а) 1!; б) 2!; в) 3!; г) 4!; д) 5!; е)10!
Считают, что 0! =1.
май, 2015 г.