Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сафиуллин И. Р., учитель физической культуры 

Методические рекомендации для родителей и детей подготовительной и специальной групп здоровья  по дисциплине 
«Физическая культура»

В любом образовательном учреждении обучаются дети, имеющие проблемы со здоровьем. Данные рекомендации помогут родителям обучающихся и классным руководителям правильно подойти к организации уроков физической культуры в школе.

Цели и задачи уроков физической культуры в школе:

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
  • расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма;
  •  повышение умственной и физической работоспособности;
  •  повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями и морально-волевых качеств;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Учебная программа по физической культуре для подготовительной и специальной групп здоровья предусматривает решение следующих задач:

  1. Оздоровительная задача – это профилактика различных видов заболеваний;
  2. Образовательная задача: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности, формирование знаний о здоровом образе жизни;
  3. Воспитательные задачи состоят в формировании физических и морально-волевых качеств личности ребенка;
  4. Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством специальных упражнений.

Обучающимся с хроническими заболеваниями, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программам для основной группы, лечебным учреждением выдаётся справка с указанием отнесения их для занятий физической культурой к подготовительной или специальной медицинской группе «А» или «Б».

В справке, выдаваемой лечебным учреждением,  указывается период, на который определяется подготовительная или специальная медицинская группа, даются рекомендации по месту посещения занятий в общеобразовательное учреждение.

 Справка заверяется подписями педиатра, заведующего поликлиникой и печатью. 

При наличии вышеуказанной справки, обучающийся обязан посещать уроки физической культуры, при этом выполнение физических упражнений не обязательно. 

Организация проведения занятий подготовительной и специальной медицинской группы  в общеобразовательных учреждениях:

  1. занятия проводятся на базе общеобразовательного учреждения, в котором обучается ребёнок.
  2. занятия физической культурой с обучающимися, отнесенными к подготовительной и специальной медицинской группе, могут проводиться совместно с обучающимися основной групп, при условии дифференцированного подхода к организации учебного процесса.
  3. посещение занятий обучающимися является обязательным.  Ответственность за их посещение возлагается на родителей. Контроль осуществляется учителем физической культуры.
  4. проведение организованных занятий для подготовительной и специальной групп:
  • обучающиеся должны посещать уроки физкультуры,
  • избирательно выполнять общеразвивающие упражнения,
  •  дыхательные упражнения,
  • участвовать в малоподвижных играх,
  •  выполнять домашние задания по освоению комплекса упражнений
  • комплекса утренней гимнастики, дыхательных упражнений, корригирующей гимнастики.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - являются основным средством в занятиях подготовительной и специальной медицинской группы. ОРУ, как правило, применяются для всестороннего развития физической подготовленности учеников. В зависимости от постановления целей и задач занятия ОРУ могут быть направлены на подготовку организма учащихся к предстоящей работе, оздоровлению различных функциональных систем, исправления недостатков телосложения и формирования правильной осанки. Таким образом, ОРУ могут быть использованы на всех этапах урока.

     Два раза в год учащиеся должны выполнять контрольные упражнения, но не нормативы, обозначенные численным значением.

 Повышение результатов в тех или иных видах упражнения может служить критерием оценки успеваемости.

В зависимости от характера заболевания, некоторые учащиеся контрольные упражнения выполняют по выбору.

Существуют примерные контрольные упражнения для оценки физических качеств:

  • Силы и скоростно-силовых качеств;
  • Быстроты;
  • Выносливости;
  • Ловкости;
  • Гибкости.

В случае присутствия обучающегося на всех уроках, выполнения всех указанных выше требований учитель физической культуры вправе аттестовать обучающегося на отметки  «хорошо»  и  «отлично».

Возможные формы контроля занятий обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, в общеобразовательных учреждениях:

  • тестирование или собеседование по теоретическим вопросам;
  • устное сообщение по теоретическим вопросам;
  • реферат, презентации, сообщение, как правило, на тему, соответствующую  разделам физической культуры.

Список литературы:

  1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Матвеев А.П., Петрова Т. В., Каверкина Л. В. Программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

Вернуться назад                                                                              февраль, 2016 г