Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Попова Н.В., учитель английского языка  

 Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления

Для успешной интеграции в современный социум молодым людям необходимо умение критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.

В России тема критического мышления изучалась в научных исследованиях Е.В. Волкова  «Критическое мышление: принципы и признаки», Г.В. Сориной «критическое мышление: история и современный статус»,  Н.Л. Московской и В.П. Муякиной «критическое мышление  как образовательная ценность», Е. И. Федотовской «Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах».

За рубежом известны работы Д. Клустера «Что такое критическое мышление?», Г. Линдсея, К. С. Халла, Р. Ф. Томсона «Творческое и критическое мышление, Поля Р. У. «Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире» и Халпера «Психология критического мышления». Западная психолого-педагогическая традиция располагает целым рядом отдельных исследований (P. Facione, N. Facione, C. Giancarlo, R. Ennis, S. Norris, G. Salomon), посвящённых изучению установок на критическое мышление, методик их развития и диагностики.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет учителю: отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

В современном образовательном процессе теория и практика педагогических технологий только ещё начинают складываться как самостоятельное направление. Для успешной реализации образовательного процесса в рамках ФГОС требуется целый спектр образовательных технологий. Если личностно ориентированный подход провозглашается приоритетным в отношении к обучающимся, то такой же подход должен быть применен в отношении к учителю. Он должен иметь право выбирать, какая технология ему подходит более всего, учитывая специфику самого предмета и, конечно же, возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности обучающегося.

Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.

Рассмотрим это на практике использования технологии критического мышления, которую, по мнению автора, можно эффективно использовать в процессе обучения английскому языку, в частности — в 5-м классе.

I. Стадия вызова. Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм - это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

Проще говоря, это что-то вроде таблички, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия. 
II. Стадия осмысления (или смысловая стадия). Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь используется такой прием работы с текстом, который носит название инсерта (от английского слова insert — вставка, вклейка, вставлять, помещать, вносить). Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. 
III. Стадия рефлексии. Данная стадия включает: размышление, анализ, творческую интерпретацию. Таким образом, технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы работы: постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися); поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности; графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы; ведение записей (бортовых журналов и др.).

На каждом из этапов в пятом классе можно использовать определенные методы и приёмы:

Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия

составление списка «известной информации»;

верные и неверные утверждения;

«толстые» и «тонкие» вопросы;

мозговой штурм.

методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «пирамидная история»;

ведение различных записей типа двойных дневников;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

заполнение кластеров, таблиц;

установление причинно-следственных связей между блоками информации;

возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

ответы на поставленные вопросы;

организация устных и письменных круглых столов;

организация различных видов дискуссий;

написание творческих работ;

исследования по отдельным вопросам темы.

 

Этап вызова можно провести на этапе речевой зарядки, предложив детям составить ее самостоятельно (в таблице список известной информации) в виде синквейна, используя слова отрабатываемой группы слов по любой лексической теме. Синквейн — это стих из пяти строк, требующий слияния информации и материалов, представляющий лаконичное выражение по той или иной теме.

Помимо основного назначения составление синквейнов — отличная возможность для постоянного повторения морфологии, так как стих состоит из основных частей речи: существительного, прилагательных и глаголов. В пятом классе возможно некоторое отступление от структуры синквейна. В этом случае можно использовать синквейн для запоминания устойчивых выражений, клише, идиом. Обучающимся дается 5минут для составления синквейна. Для этого эффективной оказывается работа в парах или в группах. Далее выбирается лучший синквейн, который можно использовать в качестве зарядки на последующих уроках в процессе изучения темы.

Примеры синквейнов для речевой зарядки по теме “Health and Body Care”:

Diet,
Proper and definite,
Be on a diet, ride a bike,
It’s good to keep to a diet.
Right food.

Tonsillitis,
Serious and pretty bad,
Hard to swallow, sneeze and cough,
Take medicines to recover from
A pain in throat.

Второй этап технологии критического мышления — осмысление. Данный этап предполагает знакомство с новой информацией. В пятом классе довольно эффективно использование таких приёмов «активного чтения», как «инсерт», «фишбоун», «пирамидная история».

Инсерт (от англ. insert — вставлять, вносить, помещать) — это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Названный приём чаще используется при чтении информативных текстов.

Пример пирамидной истории на основе текста учебника для 5 класса под редакцией И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой:

ANDROCLES AND THE LION

  1. Androcles
  2. kind and brave
  3. forest, later in Rome
  4. relationship between people and animals
  5. Androcles helped the lion to take the thorn out
  6. the Emperor was told the Androcles’s story
  7. the Emperor gave food to the lion and let them go away.

На этапе рефлексии тоже используются разнообразные таблицы:

Итоговая таблица

Самая важная мысль текста (темы)

Постановка «толстого» вопроса по тексту (теме)

Краткий комментарий по тексту (теме)

Таблица-синтез

Ключевые слова (словосочетания)

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Мысли, рассуждения

На уроках в пятом классе для рефлексии часто использую кластеры. Кластер — смысловая гроздь. Кластер предполагает выделение единиц текста и его графическое оформление в виде грозди, развивает системность мышления. На данном этапе обучения кластеры могут быть самыми простыми. Главное условие — умение обучающихся составить кластер самостоятельно, чтобы проследить все типы связи между объектами и явлениями, фактами и мыслями. Совместная работа над простейшим кластером при изучении темы «Политический обзор Соединенного Королевства» снимет все трудности по ее усвоению обучающимся.

Необходимо отметить, что рефлексия может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Письменная рефлексия имеет своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии. Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей.

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка в 5-м классе позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой. Технология критического мышления позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые образовательные задачи: формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений обучающихся, развитие мышления и креативных способностей.

В процессе применения технологии развития критического мышления:  происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; появляется возможность объединения отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Работа учителя по развитию критического мышления дает устойчивый положительный результат и положительную динамику развития речевых навыков и умений. Подводя итог, скажем, что критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. http://standart.edu.ru/
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru/
3. Примерная программа по иностранным языкам 5–9 класс. М.: «Просвещение».— 2012.

1. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5.

2. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №22.- С.- 5.

3. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч.- 1999.- № 3.- С. 15.

4. Ахмедова М., Живая отметка, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 30

5. Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы// Литература.- 2005.- № 3.- С. 27.

6. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.

7. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.- С. 55.

8. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2. - С. 31.
9. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.- С. 38.
10. Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С. 2.
11. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение//Педагогика.- 1994.- № 5.- С. 12.

 май, 2015г.

вернуться назад