Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Митюкляева Ю. С., учитель начальных классов  

Зрительные диктанты как один из способов совершенствования техники чтения

Современное качество образования в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в практической работе и повседневной жизни. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Поэтому, формирование читательской компетентности обучающихся по-прежнему является одним из основных направлений работы учителя начальных классов.

Формирование читательской компетентности невозможно без качественной техники чтения. Под техникой чтения понимают правильное,  осознанное,  беглое и выразительное чтение. К наивысшей ступени овладения чтением относится синтетическое чтение, то есть чтение целыми словами с нарастанием скорости. Чтобы такое чтение стало возможным, необходимо формировать у детей расширенные поля зрения, координацию движения глаз, произвольность внимания.

Одним из эффективных приемов работы по совершенствованию техники чтения и тренировке оперативной памяти является написание зрительных диктантов.

Методика работы со зрительными диктантами была разработана ещё в 1960-х годах профессором И. Т. Федоренко. (Подробнее о данной методике можно прочитать в журналах «Начальная школа»: № 8 за 1990 год, № 4 за 1992 год и № 6 за 1994 год) Тем не менее, этот вид работы актуален и сегодня, и находит своих последователей.

Для работы предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. При этом,  если  первое  предложение  имеет  всего  8  букв, то  последнее  предложение  18-го  набора – 46. Наращивание  длины  предложений  происходит  постепенно, по  1-2  буквы. Во  время  урока открывается  одно  предложение  на  определённое  время (от 4 до 7 сек.), дети  читают  его  МОЛЧА, про  себя, а затем записывают по памяти. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить набор (в среднем через 2 - 4 дня), можно переходить к следующему набору. Для достижения наилучших результатов необходимо работать со зрительными диктантами каждый день.

В современной школе очень эффективно проходит работа со зрительными диктантами с применением средств ИКТ. Презентации, созданные в программе MS PowerPoint, позволяют выделить цветом «опасные места», настроить по времени появление и исчезновение предложений. Многие учителя создают презентации как с классическими наборами профессора И. Т. Федоренко, так и с авторскими текстами. Так, очень интересные наборы зрительных диктантов с отражением региональной тематики представила Коломенская В. Г. учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 15» г. Владикавказа.

Популярность зрительных диктантов свидетельствует об эффективности данного приёма работы в формировании многих компетентностей школьника, в том числе читательской компетентности и её составляющей – техники чтения.

 Вернуться назад                                                                        октябрь, 2015г.