Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Ковальчук И. А., учитель начальных классов, заместитель директора по УВР 

Проблема чтения в современном обществе

В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения  интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.

Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Эта позиция государственного документа должна быть отражена в содержании, методах, средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем учебным предметам.

            На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет не только усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, но и овладение речевыми метапредметными действиями, среди которых следует особо выделить навыки осознонного чтения и навыки работы с информацией. В условиях информационного общества резко возросла роль информации как источника развития личности, её успешной социализации.

В новых документах  прямо и убедительно сказано, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.

            Для того чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, в первую очередь, ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом, именно они являются основой всего образования. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

            Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом.

            Многие учителя констатируют, что растущий человек не любит читать, не понимает важности чтения не только для времяпрепровождения, не только для развития своей культуры, но и вообще для жизни.

В последнее время существует тенденция, что многие дети читают неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин:

  • общий спад интереса к чтению;
  • обилие источников информации помимо чтения;
  • уменьшение количества времени на чтение.

            Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире. Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — именно сегодня для освоения новых технологий требуется качественное чтение. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Кино, театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ, который мы воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества. Инновационному развитию нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что читать надо все больше и больше.

            Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

            Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача. Работа педагогов и родителей по приобщению детей к чтению должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — формированию думающего читателя.

            Чтение может и должно стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи; формирование навыков самообразования и самореализации личности; непрерывность образования в течение всей жизни человека.


ноябрь, 2014 г.

Вернуться назад