Подготовку ребенка к школе необходимо осуществлять в двух направлениях: формировать мыслительные операции (внимание, речь, мышление и т. д.) и эмоционально-волевую сферу. В какой форме родители могут проводить эти занятия? Основной вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе. Существует множество сайтов и печатных изданий с различными комплексами заданий для подготовки ребенка к школе. Привожу пример одного из таких комплексов.
В какие игры можно играть дома с ребёнком?
Обычно, когда родители занимаются домашними делами, ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него невнимательность, излишнюю агрессивность.
Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.
Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.
• Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
• Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.
• Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами, а затем - заштриховать рисунок.
Игры на развитие мелкой моторики
• Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.
Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:
• штриховать карандашом в различных направлениях;
• рисовать красками, карандашами;
• лепить из пластилина, глины;
• вырезать из бумаги;
• делать аппликации;
• рвать бумагу руками;
• складывать мозаику;
• собирать модели из конструктора;
• завязывать шнурки;
• вязать верёвочные узлы;
• пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);
• вязать, вышивать.
Игры на развитие памяти ребёнка
• Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.
• Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.
Для развития памяти также нужно:
• пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;
• рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);
• смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.
Игры на развитие внимания ребенка
• Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.
• Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).
Игры на развитие речи ребенка
• Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.
• Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.
• «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.
Для развития речи также нужно:
• чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;
• не разрешать ребёнку употреблять в речи слова-паразиты (ну, вот, значит и т. п.); как только вы услышите подобное слово, хлопайте в ладоши (или придумайте что-то другое, что будет привлекать его внимание и останавливать);
• чаще читать ребёнку книги, а если ребёнок уже умеет читать, то всячески стимулировать и поддерживать интерес к чтению.
Игры на развитие мышления ребенка
• «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.
• «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.
• «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.
Для развития мышления также нужно:
• разгадывать ребусы;
• составлять ребусы;
• рисовать комиксы;
• составлять из предложенных слов предложения;
• составлять из геометрических фигур картинки.
Игры на развитие пространственных представлений у ребенка
• «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении. Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.
Для развития пространственных представлений также нужно:
• срисовывать буквы, цифры, картинки;
• рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;
• играть в игру «Морской бой».
Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка
• «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).
• «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.
Для развития эмоциональной сферы также нужно:
• при чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;
• чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).
Игры на развитие воображения ребенка
• Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.
• Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.
• Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).
• Предложите соединить (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);
Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.
(по материалам сайта http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/podgotovka-reb-nka-k-shkole/podgotovka-reb-nka-k-shkole-v-domashnih-uslovijah.html)
февраль, 2015 г.