Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Фахрисламова Д. М., учитель начальных классовДиана Мих

Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальных классах

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Школа будущего – школа «информационного века», в которой мы, педагоги делаем все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать новые, не встречавшиеся задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения (обучения).

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит, как я считаю, сегодня методу проектов или проектная деятельность.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему – все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.

Таким образом, целью моей работы является обобщение имеющегося опыта по использованию методов проектов на уроках окружающего мира.

Объектом исследования моей работы является  использование информационных технологий в учебном процессе, а предметом исследования – использование метода проектов в деятельности учителя.

Рассмотрим, что такое проект. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы.  В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип- принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне,- я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда ». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать  и быть понятым другим.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА  ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

Социально - информационный проект:  «Прогулка по Комсомольскому проспекту».

Гипотеза: названия городских улиц, есть отражение истории родного края и истории всего государства. 

Цель: Формирование внимательного, бережного  отношения к истории родного города, к нашим историческим корням.

Задачи проекта:

Обучить детей умению работать в группе, умению обмениваться полученной информацией;

Развивать умение выражать свою точку зрения;

Воспитывать ответственность за порученное дело.

План работы по проекту

1.    Выбор темы проекта.

2.    Выбор направлений сбора сведений.

3.    Определение подпроектных шагов, распределение ролей, выбор формы представления проекта,   сбор информации.

4.   Завершение работы над темой.

 Итог работы: создание буклета , диска с собранным материалом. Была проведена беседа в классе с показом презентации.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.Позволила раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.

ЕЩЁ ОДИН ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ Я ПРОВЕЛА В КЛАССЕ, УЧЕБНЫЙ, ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

 Название проекта: «Архитектурные сокровища разных исторических эпох».

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир «Я и общество».

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: технология, рисование.

Состав учащихся: 4 класс.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цель проекта: обобщить знания детей об исторических эпохах  через изучение истории возникновения различных памятников  архитектуры; формировать  в детях интерес к Всемирной истории.

Задачи проекта:

Развитие умения собирать и обобщать собранный материал.

Развивать умение работать с различными материалами при создании модели архитектурного памятника .

Развивать интерес к всемирному историческому  прошлому  человечества.

Вопросы проекта:

Египетские пирамиды дело рук людей или инопланетян?

В чём секрет долголетия Колизея?

Что общего между египетскими и индейскими пирамидами? и т.д.

Продуктом  проекта стали объёмные модели архитектурных памятников, альбом с изображениями строений, детские презентации.

Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика. Она создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!”. Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения.                             

Заключение

Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой:

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Вернуться назад