Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Басалгина Т.З., учитель биологии 

Использование тестовых заданий на уроках биологии

(из опыта работы)

1.Значение проверки знаний  учащихся по биологии.

Систематическая проверка знаний на уроках биологии даёт возможность учащимся  последовательно, осознано запоминать материал на длительное время; повторить пройденные темы; вспомнить ранее приобретённые знания; умение легко ориентироваться в материале, а не зазубривать материал, ради получения оценки. Проверка знаний необходима для овладения учащимися системой биологических  знаний, формирования научной картины мира, экологического и гигиенического воспитания учащихся.

2. Формы и методы проверки знаний.

Традиционные формы и методы – это устный и письменный опрос. Устный опрос даёт возможность учителю оценить уровень подготовки лишь немногих учащихся, не даёт полного представления об усвоении материала всего класса в целом, отнимает много времени от урока. В этом недостаток устного опроса.

Письменная работа не даёт учителю быстро установить обратную связь. Развёрнутый ответ на вопрос занимает много времени от урока. И не каждый ученик за 5-10 мин. может, порой, чётко выразить свои знания по данному вопросу.

Использование тестовых  заданий позволяет учителю экономить время на уроке, оценить уровень знаний ученика как по всей теме ( итоговый тест), так и по отдельным вопросам изучаемого материала  ( тестовый контроль). Такая форма работы даёт возможность учителю быстро проверить усвоение учащимися большого объёма материала.

3.Виды тестовых заданий.

Вопросы с одним верным ответом.

Например:

К высшим споровым растениям относятся:

А) ель

Б) плауны

В) берёза

Недостаток этого тестового задания в том, что ученик, не ориентируясь в материале, может угадать ответ или списать у товарища.

 

Тесты с частицей «НЕ»

Например:

Признаки, НЕ свойственные  Голосеменным

А) размножаются семенами

Б) семена в шишках

В) размножаются спорами.

Учитель обращает внимание учащихся на частицу «НЕ». Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, частицу «НЕ» следует выделить шрифтом.

 

Вопросы с несколькими верными ответами.

Например:

Для Покрытосеменных характерно:

А) цветок

Б) размножение связано с водой

В) семена

Г) двойное оплодотворение

Эти задания требуют от учащихся внимания, они не всегда могут выбрать все верные ответы и допускают больше ошибок, чем работая над тестом с одним верным ответом.

Тестовые задания с использованием рисунков.

При выполнении этого задания ученик должен распознать биологический объект, проявить умения наблюдать, запоминать, узнавать, развивать образное мышление.

 

Тест, требующий однозначного ответа «да», «нет»

Например:

1)Ель - тенелюбивое растение

А) да

Б) нет

Эти задания, обычно, не вызывают у учеников больших затруднений и эту форму опроса можно применять на первых этапах использования тестовых технологий на уроках.

 

Тестовые задания на знание биологических терминов

Запишите термины и определения

Например:

А) Как называется половое поколение в жизненном цикле папоротников……

Б) Шишка – это не плод, а……

В) Вайи у папоротника – это….

Такого плана задания дают возможность учителю проверить у учащихся знания  биологических терминов, определений, биологических понятий.

 

Фасеточный тест

А) хвощи                                                              1)относится

Б) сосна            к папоротникообразным               2) не относится

В) кукушкин лён

Выполнения этого задания требует от учащихся знаний по систематике и классификации, умение отнести данный биологический объект к правильной систематической группе.

Учеников необходимо учить работать с такими заданиями, т.к. они вызывают у многих учащихся недопонимание того, как правильно работать с тестом и оформлять верный ответ.

 

Тест на соответствие

Например:

Установите соответствие между отделами растений

  1. размножаются семенами
  2. размножение не связано с водой                 а)Голосеменные
  3. семена в шишках
  4. семена  внутри плода                                  б)Покрытосеменные
  5. цветок
  6. двойное оплодотворение
  7. листья хвоинки

Впишите в таблицу последовательность букв.

Тесты на соответствие являются для учащихся более сложными, но если ученик хорошо ориентируется в материале, систематически выполняет домашние задания, то и с этими тестами он успешно справляется.

В современных тестовых заданиях по ОГЭ и ЕГЭ нет заданий, требующих от ученика только одного верного ответа (часть А). Остались часть В и часть С. Эти задания на соответствие, на соотношения, умения найти ошибки в тексте, тестовые задания с использованием рисунков, таблиц. Работая с тестовыми заданиями разных видов, начиная с 5 класса, я могу на разных этапах урока не только оценить уровень знаний учащихся по темам, но и эта форма работы даёт мне возможность подготовить учащихся к выполнению тестовых заданий по ОГЭ и ЕГЭ.


Вернуться назад                                                            декабрь, 2014г.