Применение ментальных карт (интеллект-карт) на уроках русского языка и литературы
ФГОС второго поколения предполагает, что развитие личности происходит через системно-деятельностный подход. Применение данного подхода позволяет развивать индивидуальные особенности каждого ученика. В условиях постоянно меняющегося мира ученик должен научиться самостоятельно приобретать знания, работать с разной информацией, систематизировать, анализировать и обобщать информацию, применять полученные знания для решения разнообразных проблем. Учитель перестал просто транслировать знания, его задача на сегодняшний день – организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся, научить их работать совместно, критически и творчески мыслить, выдвигать и подтверждать или опровергать различные гипотезы. В формировании этих умений особую роль играют ментальные карты.
Ментальные карты – это графический способ изображения информации в удобной для человеческого восприятия форме – логических и ассоциативных схем. В русском языке понятие майндмэппинг известно как интеллект-карта, ассоциативная карта, карта мыслей, схема мышления. Ментальные карты помогают представить сложную информацию в структурированном виде. Это наилучший способ обозначить цель и средства.
Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, пространственное соотношение. Интеллект – карты задействуют оба полушария, формируя учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому интеллект-карты являются важнейшим инструментом восприятия. Обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной (линейной) формой подачи информации, поскольку
Правила составления ментальных карт
Метод интеллект-карт позволяет:
Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении. Сначала ученикам следует объяснить, что представляет из себя интеллект-карта и как её составлять, показать готовые карты по изученным темам, чтобы учащиеся смогли оценить преимущества этого метода. Затем начинаем совместно составлять карты. Следующий этап обучения – работа в группе, затем в паре и, наконец, индивидуальная работа.
апрель, 2018г.