Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Учитель русского языка и литературы Аликина М.В. 

Применение ментальных карт  (интеллект-карт) на уроках русского языка и литературы

ФГОС второго поколения предполагает, что развитие личности происходит через системно-деятельностный подход. Применение данного подхода позволяет развивать индивидуальные особенности каждого ученика. В условиях постоянно меняющегося мира ученик должен научиться самостоятельно приобретать знания, работать с разной информацией, систематизировать, анализировать и обобщать информацию, применять полученные знания для решения разнообразных проблем. Учитель перестал  просто транслировать знания, его задача на сегодняшний день – организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся, научить их работать  совместно, критически и творчески мыслить, выдвигать и подтверждать или опровергать различные гипотезы. В формировании этих умений особую роль играют ментальные карты.

Ментальные карты  – это графический способ изображения информации в удобной для человеческого восприятия форме – логических и ассоциативных схем. В русском языке понятие майндмэппинг  известно как интеллект-карта, ассоциативная карта, карта мыслей, схема мышления.  Ментальные карты помогают представить сложную информацию в структурированном виде. Это наилучший способ обозначить цель и средства.

Эффективность карт связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность  мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, пространственное соотношение. Интеллект – карты задействуют оба полушария, формируя учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому интеллект-карты  являются важнейшим инструментом восприятия. Обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.

Интеллект-карта  имеет ряд преимуществ перед традиционной (линейной) формой подачи информации, поскольку

  • Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
  • Внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
  • Четко видна относительная важность каждой идеи (более значимые идеи находятся ближе к центру, менее значимые – на периферии);
  • Быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счет её разноцветного и многомерного представления;
  • Структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией.

Правила составления ментальных карт

  • Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
  • Все слова должны быть написаны большими печатными буквами.
  • Конструктивно все слова должны быть связаны между собой.
  • Не нужно слишком часто использовать ключевые слова, оптимально использовать один ключ на одну строчку.
  • Ключи должны располагаться над линиями, это способствует наглядности.

Метод  интеллект-карт позволяет:

  • Формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
  • Формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
  • Улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую,  образную);
  • Ускорять процесс обучения;
  • Мыслительные карты можно составлять традиционным способом (цветные карандаши), а также с помощью специальных программ для создания ментальных карт.

Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении. Сначала ученикам следует объяснить, что представляет из себя интеллект-карта и как её составлять, показать готовые карты по изученным темам, чтобы учащиеся смогли оценить преимущества этого метода. Затем начинаем совместно составлять карты. Следующий этап обучения – работа в группе, затем в паре и, наконец, индивидуальная работа.

                                                                                                          апрель, 2018г.

Вернуться назад