Проблема развития творчества, формирования креативных свойств личности особенно актуально для нынешнего подрастающего поколения. Среди молодежи остро стоит вопрос личностного самоопределения, реализации собственных интересов, признания ценности своей личности. Одной из наиболее эффективных образовательных технологий, направленных на развитие свободной творческой личности учащегося, формирование способности самостоятельно мыслить, ставить задачи и находить нестандартные решения, является организация исследовательской деятельности обучающихся.
Уверена, что основным способом активизации учебной деятельности обучающихся является исследование и творчество.
Главный смысл исследовательской деятельности школьника в области гуманитарных знаний (как и естественнонаучных) - в создании субъективно значимого нового реального образовательного продукта, в ходе выработки которого происходит приобретение учащимся универсальных способов освоения действительности. Исследовательская деятельность для обучающегося – это возможность проявить себя и свои силы, показать другим достигнутый результат.
Технология исследовательского проекта в области изобразительного искусства школьников преследует выше обозначенные цели и позволяет создать достойные условия для творческого развития учащихся, решить задачи художественного эстетического образования школьников разных возрастных групп.
Структура в области исследования изобразительного искусства предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Однако ученическое исследование в сфере изобразительного искусства имеет свои особенности, обусловленное спецификой содержания исследуемого предмета, особенности эмоционального зрительного восприятия произведений изобразительного искусства.
Важно очертить круг подлинных интересов учащихся в области изобразительного искусства и их художественной деятельности, найти широкие межпредметные и надпредметные связи изобразительного искусства с другими областями знаний и окружающей действительностью, реальной жизнью самого ученика-исследователя, насущными проблемами подростков и молодежи. Изобразительное искусство, как неотъемлемая часть жизни современного общества, позволяет это сделать.
Интересными оказываются исследования, которые выполняли учащиеся на стыке изобразительного искусства и музыки, изобразительного искусства и медицины, науки и искусства, информатики. Обучающихся продолжает интересовать искусства разных эпох: Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог и др.
Среди учащихся много ярких творческих личностей, серьезно занимающихся в художественных школах и творческих изостудиях, интересующихся историей изобразительного искусства. Каждый год кто-нибудь из них становится участниками ШНПК. Я охотно осуществляю руководство их исследовательской работой. Защита работ проходит на достойном уровне.
Возможность проявить своё творчество, свои умения и знания, самоутвердиться Ирина Масленникова ученица 8 класса нашла через проведение занятий КСК для учащихся 5 классов. Этот курс назывался «С.Ю.Д.» (Секреты юного дизайнера). Она знакомила детей с самыми интересными, разнообразными техниками, назовем их арт-техниками. Занятия проводила в игровой форме. Пятиклассникам эти занятия очень понравились и нашли отражение в их творчестве. Результатом была выставка творческих работ. Привожу тематический план занятий КСК.
«С.Ю.Д.» (Секреты юного дизайнера)
1 | Многообразие живописных техник | 1ч. |
2 | Кляксография | 1ч. |
3 | Пуантилизм | 1ч. |
4 | Ниткография | 1ч. |
5 | Техника акварель по мокрому | 1ч. |
6 | Узоры из веревки | 1ч. |
7 | Печатаем цветы и травы | 1ч. |
8 | Светлые линии на темном фоне | 1ч. |
9 | Аппликация на картоне | 1ч. |
10 | Водная печать | 1ч. |
11 | Выставка творческих работ | 1ч. |
Хочу выразить слова благодарности Масленниковой Ирине за ее серьезное, ответственное и творческое отношение к проектной работе.
Это был замечательный проект творческого сотрудничества «Учитель-Ученик»!
Образцы работ
Вернуться назад апрель, 2018 г.