Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Агеева Е.П., учитель истории и обществознания, 

Елена Петровна

 руководитель апробационной площадки

Результаты работы краевой апробационной площадки  по подготовке к введению ФГОС в основной школе на базе МАОУ «СОШ № 93» г. Перми по теме «Формирование умения публичного выступления» на основе реализации проекта «Краевед»

Три года назад, готовясь к введению ФГОС в среднем звене был разработан ряд воспитательных проектов, по которым работала и работает школа, ключевым стал проект «Краевед», направленный на формирование патриотизма, гражданской позиции через активные формы взаимодействия: дебаты, дискуссии, конференции, конкурсы, интеллектуальные игры. Первый год был ознакомительный (герб, символика, параметры края, ресурсы), второй год изучали людей, внесших вклад в развитие региона и улицы, третий год изучали города и народы, населяющие край. Заявляясь с данной темой в апробацию мы хотели развивать её далее, однако столкнулись со сложностью выработки мониторинга, т.к. патриотизм замерить сложно, поэтому невозможно будет отследить результативность деятельности, и решили взять что-то конкретное и сузить тему.

Мы проанализировали, что поддаётся замерам из личностных и метапредметных результатов, что актуально для учащихся и может быть объединено с нашим проектом по краеведению и косвенно повлиять на формирование патриотизма и гражданской позиции и выбрали  умение публичного выступления, сохранив во многом краеведческую основу.

Умение уверенно выступать перед другими людьми, убеждать в своей, грамотно сформулированной точке зрения – обязательный навык для каждого, кто хочет добиться успеха и чувствовать себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, профессионального общения.  Школе, перегруженной учебными программами,  не всегда хватает времени в отработке данного умения, поэтому необходимо заострить внимание на этой проблеме. Публичное выступление является компонентом коммуникативной компетентности, выражается в овладении учащимися сложными навыками и умениями при работе с аудиторией и высказывании собственной позиции. С сентября 2013 г. школа стала апробационной площадкой, в рамках деятельности которой была разработана программа.

Формируемый метапредметный результат (№10): умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Ожидаемый результат:  сформированное умение публичного выступления

Классы в апробации: параллель 7-х классов; всего 100 учащихся (75 в параллели 7-х кл. и  группа учащихся 2 кл. и 3 кл., связанных деятельностью кружка «Проектная лаборатория» (15 человек, данная группа взята для выявления оптимального возраста начала работы по формированию умения публичного выступления).

Предметы в апробации: обществознание, литература. Дополнительно: классные часы, деятельность Артстудии (азы актёрского мастерства), проектной лаборатории.

Педагоги: Агеева Е.П. (обществознание), Фахрисламова Д.М. (обществознание), Воринка И.В. (литература, классные часы в 7 а кл.), Кислицына С.Л. (проектная лаборатория с группой учащихся 2-3 кл., классные часы в 7 б классе), Попова Н.В. (кл.часы в 7 в кл.).

Продукт оценивания:

1. На начальном этапе – продержаться перед классом на уроках обществознания и литературы каждому учащемуся в течение 1 минуты, излагая свой взгляд на проблему (по домашнему заданию, по теме урока или отвлечённой теме).

2. Провести классный час, презентуя новый материал по теме «Мир моих интересов» (продержаться до 5 минут).

3. Выступление учащихся на школьной научно-практической конференции по желанию (январь).

4. Защита проекта по правилам публичного выступления до 5 минут в единый день науки в мае (все 7 классы и учащиеся проектной лаборатории).

Педагогическая деятельность:

Этап реализации программы

Действия педагога

Ожидаемые результаты

2013-2014 уч.г.

сентябрь

На уроках обществознания и литературы: знакомство учащихся с правилами публичного выступления и приёмами снятия психологического напряжения во время выступления, в том числе и на примере видеофрагментов из кинофильмов.

На классных часах: разбивка учащихся на группы  для презентации материалов в течении года.

Подбор видеофрагментов для характеристики стилей публичного выступления

Подбор вопросов для выступления учащихся по темам курса обществознания в 7 классе.

Подбор тем для обсуждения в проектной лаборатории

Осознание своих возможностей, зарождение интереса к данному виду деятельности, сформированная мотивация

октябрь

На обществознании и литературе: первые пробы публичного выступления в течение 1 минуты в классе (за месяц пройдёт приблизительно 50% учащихся (за 1 урок – 4 человека, за 4 урока - 12).

На классных часах: первые презентации материалов учащимися с учётом правил (выступления до 5 минут).

В деятельности допобразования: Артстудия (азы актёрского мастерства) – одно занятие, проектная лаборатория (4 занятия).

Подбор видеофрагментов для характеристики стилей публичного выступления

Подбор вопросов для выступления учащихся по темам курса обществознания в 7 классе.

Подбор тем для обсуждения в проектной лаборатории

Использование приёмов снятия психологического напряжения при публичном выступлении и построение выступления, согласно правил, в течение 1 минуты по озвученной проблеме на обществознании и литературе; при изложении материалов на классных часах с использованием приёмов актёрского мастерства.

Ноябрь-декабрь

На обществознании и литературе: продолжение первых проб публичного выступления в течение 1 минуты в классе (за месяц пройдут приблизительно вторые 50% учащихся (за 1 урок – 4 человека, за 4 урока – ещё 12, в итоге – 24 человека).

Добавляется защита микропроектов в рамках уроков обществознания, литературы, классных часов, проектной лаборатории.

На классных часах: презентации материалов учащимися с учётом правил (выступления до 5 минут).

В деятельности допобразования: Артстудия (азы актёрского мастерства) – одно занятие, проектная лаборатория (7 занятий).

Утверждение в своих способностях, осознание изменений в навыках и умении публичного выступления у учащихся.

 

3 четверть

На обществознании и литературе:  презентация микропроектов учащимися (подготовить за небольшой временной промежуток (5-10 мин.) выступление по полученной теме и презентовать на уроке (1 мин.) с учётом правил выступления). Возможно, что время на выступление будет увеличено до 2 мин. – данный вопрос будет решаться в ходе уроков.

На классных часах: презентация отдельными учащимися (до 5-6 человек) выступлений, подготовленными для НПК в январе (выступление до 5 минут). Отбор лучших работ от класса по критериям, которые учащиеся получили на уроках обществознания.

Выступление на школьной научно-практической конференции (январь, учащиеся по желанию)

Утверждение в своих способностях, постановка речи, сформированный навык выступления, чёткое и понятное донесение информации у 30 % учащихся класса

4 четверть

На обществознании и литературе:  презентация микропроектов учащимися (подготовить за небольшой временной промежуток (5-10 мин.) выступление по полученной теме и презентовать на уроке (2-3 мин.) с учётом правил выступления).

На обществознании и классных часах: анализ выступлений учащихся, подготовленных для защиты на едином дне науки в мае.

Анализ результатов, подведение итогов экспериментальной деятельности.

 

Утверждение в своих способностях, постановка речи, сформированный навык выступления, чёткое и понятное донесение информации у 50 % учащихся класса.

Успешное выступление на дне науки в мае, которое продемонстрирует сформированное умение публичного выступления.

 

Педагогические ресурсы: по 1 вводному уроку обществознания и литературы (тематическое планирование позволяет это сделать в 7-х классах), далее по 15 минут на уроке обществознания и 15 минут на уроке литературы еженедельно (в 7 классе обществознание преподаётся 1 час в неделю, литература – 3 раза в неделю), 20 минут на классном часу еженедельно (при 1 часе в неделю), 2 часа на каждый класс за период сентябрь-декабрь – мастер-класс руководителя Артстудии по азам актёрского мастерства.

Управленческие механизмы:

Этап реализации программы

Ожидаемые результаты

2013-2014 уч.г.

сентябрь

Составление критериев по уровню сформированности умения выступать публично. Разработка методических рекомендаций по публичным выступлениям (речь, акценты, этапы, стиль изложения, чувство времени, ритм), особенности краткого выступления (1 мин.)

Октябрь

Оценочный лист по уровню сформированности умения публичного выступления.

Методические разработки по приёмам снятия психологического напряжения при публичном выступлении.

Ноябрь

Методические рекомендации по презентации проектов на НПК (речь, акценты, этапы, стиль изложения, чувство времени, ритм), особенности более длительного выступления до 5 мин.

Разработка положения по НПК.

Декабрь

Анализ работы педагогов и учащихся. Выступление с результатами деятельности апробационной площадки.

Январь

Проведение научно-практической конференции

Февраль-апрель

Анализ выступлений учащихся. Подготовка аналитической статьи о деятельности апробационной площадки. Корректировка программы.

Май

Проведение единого дня науки для учащихся 7-х классов:

29.04 – 7 а
05.05 – 7 в 
06.05 – 7 б

Проведение научно-практической конференции для учащихся проектной лаборатории (2-3 кл.) – 12.05

 

 

Критерии оценки выступлений учащихся (на уроках и на НПК):

Невербальные средства (жесты, мимика, одежда, уверенность-неуверенность)

 

Правильная речь (общая грамотность, ударения, наличие слов-паразитов, окончания слов)

Ясность изложения (чёткость, простота, логические связи, непротиворечивость тезисов, понимание излагаемого материала)

 

Правильная расстановка акцентов (привлечение внимания к определённой проблеме)

Соблюдение этапов выступления (завязка, основная часть, развязка сюжета, итог)

 

 

Оценочный лист (заполняемый совместно с учащимися после каждого выступления, но решающее аргументированное слово остаётся за учителем) показал ряд проблем, с которыми предстоит работать и учащимся и педагогу, а именно: лучше всего учащиеся овладели невербальными приёмами (научились держаться на публике, правильно размещать руки, обращаться к аудитории).

Остальные показатели выявили проблемы: речь изобилует запинки, мычанием, быстротой и проглатыванием окончаний, логика часто сумбурна, рассказ не чёткий, не всегда соблюдаются этапы выступления, сложно делают выводы из своих мыслей, гражданская позиция не всегда оформлена, при высказывании своей позиции чутко реагируют на реакцию ребят и иногда стесняются высказывать свою позицию. 

Особенно проблемной для ребят оказалась расстановка акцентов в речи. Над выявленными проблемами проводилась коррекционная работа, результаты которой позволяют говорить о позитивных сдвигах в формировании и совершенствовании умения публичного выступления.

Итогом работы апробационной площадки стала конференция, к которой учащиеся  подготовили публичные выступления (5-7 мин) на актуальные для них темы  (проявление гражданской позиции по интересным им вопросам): «Темперамент и его влияние на выбор профессии», «Звёзды российского биатлона» и т.д. Свои выступления ребята дополнили презентациями и реферативными работами.  Выступления учеников оценивало  жюри из учителей, участвующих в работе апробационной площадки, оценка сформированности умения публичного выступления  происходила с опорой на представленные пять критериев. 

«Дню науки» предшествовала объёмная подготовительная работа: выбор темы, поиск и сбор нужной информации, её обработка,  построение устного выступления и  оформление в соответствии с требованиями  письменной работы. На каждом этапе подготовки  своего выступления учащиеся получали консультативную помощь преподавателей.

По результатам деятельности апробационной площадки можно сказать, что учащиеся позитивно, с интересом восприняли поставленную задачу, инициативно вошли в проект, выполнили все пункты программы.

Данный вид деятельности оказался крайне полезен не только учащимся, но и педагогам, поэтому работу в данном направлении необходимо продолжать в дальнейшем.


декабрь, 2014 г.

вернуться назад