Версия для слабовидящих
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93» г. Перми

Агеев И.В., учитель истории и обществознанияАгеев ИВ_сжат 

Интеллектуальные игры

как мотивационный ресурс развития учащихся

    Интеллектуальные игры являются одной из популярных  форм организации досуга в нашей стране. Наверное, нет ни одного педагога, который на том или ином этапе своей работы не применял бы интеллектуальные  игры как средство развития и обеспечения досуга своих воспитанников.  

   Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Целью интеллектуальных игр является развитие познавательного интереса к различным разделам науки, выявление самого эрудированного ученика, привлечение интереса к  изучению художественной, научно-познавательной литературы, поддержание эмоционального настроя и положительной мотивации к обучению.

   На сегодняшний день наша школа активно работает в этом направлении. Уже несколько лет подряд, в рамках интеллектуального клуба, идет поиск различных методов и форм привлечения учащихся к играм.

   Интеллектуальный клуб на протяжении нескольких  лет  проводит школьные чемпионаты среди 3-4, 5-7, 8-11 классов. По итогам 2013-2014 учебного года мною было разработано 8 интеллектуальных игр по следующим темам: «Великие географические открытия», «Литература современности», «Правила дорожного движения», «Города-побратимы г.Перми», «Олимпийские игры в Сочи», «Физические открытия», «Школа выживания». Игры проходят в различных вариациях: «Своя игра», «Азбука», «Триады», «Что? Где? Когда?». По итогам года в каждой возрастной группе выявляются победители и призеры школьного чемпионата по интеллектуальным играм, которых отмечают дипломами и ценными призами. Также, в рамках интеллектуального клуба, проходят развивающие занятия по решению проблемных заданий по истории, обществознанию, праву,  вопросов на общий кругозор.  

Команды школы, с 3 по 10 классы принимают регулярное активное участие в чемпионате  Свердловского района по интеллектуальным играм, часто оказываясь в числе призёров. В рамках работы клуба идет знакомство ребят  с исследовательской деятельностью.

Основными формами работы клуба являются:

-    интеллектуальные турниры

-    исследовательская деятельность

-    научно-практическая конференция

- индивидуальный разбор творческих заданий с участниками школьной команды интеллектуальных игр, которая защищает честь школы на районном и городском уровнях

- решение проблемных задач, подготовка к олимпиадам гуманитарного цикла заинтересованных учащихся, разбор развивающих олимпиадных заданий.

 За  годы работы клуба видны результаты интеллектуальных тренировок, развивающих заданий для памяти, логики, олимпиадных задач по расширению кругозора. Участники игр стали мыслить масштабнее, меньше времени тратят на подготовку заданий, творчески подходят к решению проблем, создают оригинальные проекты, не боятся показаться несведущими людьми, задать вопрос, т.е. стали более уверены в своих силах.  Это доказывает актуальность данного вида интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры и занятия по решению развивающих задач положительно влияют на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, развивают коммуникативные навыки, правовые принципы (игра всегда по правилам) и являются важным элементом их досуга, совмещая в себе игру и познание нового.

январь, 2015 г. 

Вернуться назад